Горячая линия

8 (861) 251-77-40

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Психолого-педагогическая реабилитация

Прослушать

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации или абилитации детей-инвалидов

Психолого-педагогическая реабилитация или абилитация детей-инвалидов объединяет мероприятия, направленные на реализацию равных прав детей на воспитание, обучение и трудоустройство.

При определении нуждаемости ребенка-инвалида в конкретных мероприятиях психолого-педагогической реабилитации специалисты учреждения МСЭ ориентируются на данные реабилитационно-экспертной диагностики, сведения, полученные из психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и других специалистов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация

2) общеобразовательная организация

3) профессиональная образовательная организация

4) образовательная организация высшего образования

Дополнительные образовательные программы реализуются: учреждениями дополнительного образования и организациями дополнительного профессионального образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя:

  • получение дошкольного воспитания и обучения;
  • получение общего образования;
  • получение профессионального образования;
  • рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
  • проведение психолого-педагогической коррекции.

Порядок работы ПМПК и основные ее задачи утверждаются Министерством образования и науки РФ при согласовании с Министерством здравоохранения РФ. Среди основных направлений деятельности ПМПК также осуществляет «оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида».

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[4].

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Получение дошкольного воспитания и обучения.

Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность:

  • в группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования;
  • в группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • группы оздоровительной направленности создаются для часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
  • в группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

  • группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
  • группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
  • семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.

Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Получение общего образования.

В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обучение может осуществляться по группам (отделениям):

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Кроме того, образовательные организации могут проводить обучение по адаптированным образовательным программам:

г) для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:

1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи;

д) для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы):

  • для учащихся с умеренной умственной отсталостью
  • для учащихся с тяжелой умственной отсталостью.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение данных категорий детей осуществляется по образовательным программам в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.

Получение профессионального образования.

Профессиональное образование ребенок может получить в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Под профессиональной ориентацией понимается система целенаправленных мероприятий (медицинских, психологических, социально-экономических, технических), обеспечивающая профессиональное самоопределение инвалида с учетом индивидуальных особенностей индивида и требований общества, она, по существу, представляет собой процедуру оказания инвалидам помощи в правильном выборе вида и условий трудовой деятельности.

Профориентация должна проводиться уже в средних классах обычных и специализированных школ, школах-интернатах и детских домах-интернатах с 11-14 лет.

Профориентация детей может осуществляться в многочисленных формах и учреждениях:

  • профессионального воспитания в школах, реабилитационных центрах;
  • профессиональной информации и профессиональной пропаганды в специализированных школах, бюро МСЭ, реабилитационных центрах и учебных заведениях;
  • профессиональных консультаций в учебных заведениях, реабилитационных центрах;
  • профессиональных проб, проводимых для определения уровня сформированности основных профессионально важных качеств в реабилитационных и учебных заведениях;
  • профессионального подбора, проводимого в учреждениях МСЭ, в учебных заведениях и реабилитационных центрах.

Приоритетными для ребенка-инвалида являются мероприятия по профессиональной ориентации, которые начинают проводиться довольно рано (с 11-13 лет) и способствуют формированию адекватного профессионального выбора. В ходе профориентации работа специалистов направлена на помощь ребенку в подборе таких профессий или видов трудовой деятельности, в которых он сможет в дальнейшем (по возможности) работать без ограничений.

Подбор профессий должен осуществляться с учетом следующих требований:

  1. Профессии должны быть безвредными и безопасными, по возможности способствовать восстановлению или компенсации нарушенных функций;
  2. Инвалид должен быть пригоден к работе в рекомендуемых ему профессиях, качественно, эффективно и в полном объеме выполнять должностные и функциональные обязанности, быть конкурентоспособным в данной профессии на рынке труда;
  3. Профессии должны отвечать склонностям и желаниям инвалида обучаться и в них работать;
  4. Рекомендуемые профессии должны наиболее полно соответствовать уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту, знаниям, сформированному рабочему стереотипу, быть перспективными для квалификационного роста;
  5. В рекомендуемых профессиях должны быть реальные возможности для трудоустройства инвалидов.